В 2016 году становятся видны некоторые пробелы и не совершенства замены процедуры аттестации рабочих мест на спецоценку условий труда (СОУТ). Ещё на стадии принятия первой версии закона о спецоценке в 2013 году эксперты настаивали на его неэффективности. Многие процедуры остались не регулируемыми, отношения работников и работодателя остались без внимания, а организации, проводящие СОУТ, могли фальсифицировать результаты. С 01 мая 2016 года оценка условий труда претерпела ряд изменений. Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ уточнен порядок проведения с 01.05.2016 специальной оценки условий труда (СОУТ).
- Оптимальные условия труда можно задекларировать и не проводить процедуру оценки. Декларацию для такого рабочего места можно будет продлять, а саму процедуру оценки не проводить. Также можно подать уточненную декларацию в отношении таких рабочих мест после вступления в силу закона, если таковые выявлены в ходе предыдущей СОУТ.
- В течение трех рабочих дней работодатель обязан уведомить организацию, проводившую СОУТ о принятии её результатов, отчетов и подписании документов. Организация, проводящая СОУТ, обязана соблюдать коммерческую тайну и не разглашать результаты СОУТ.
- Сроки внеплановой СОУТ определены как: 12 месяцев — для вновь созданных рабочих мест или при изменении условий труда, 6 месяцев — для остальных случаев внеплановой СОУТ предусмотренных законом.
- Уточнены методики и методы проведения процедуры СОУТ. До 31 декабря 2020 года все методики должны быть аттестованы и приведены в соответствие с №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
- Работнику предоставляется право о внесении предложений работодателю или специалисту, проводящему СОУТ, по способам идентификации потенциально опасных и вредных факторов на его рабочем месте.
- Организации, проводящие СОУТ, обязаны регистрировать все основные сведения о себе, своих филиалах и лабораториях в реестре таких организаций.
За два года существования на практике, процедура спецоценки условий труда (СОУТ) показала все свои плюсы и минусы. Около 30% работодателей в России по данным Роструда выполнили предписание по проведению обязательной процедуры. Призванная регулировать трудовые отношения, выявлять вредные и опасные производственные факторы, снизить уровень производственного травматизма, процедура СОУТ обнаружила недоработки в документальном сопровождении и в процедуре проведения. Главный минус спецоценки условий труда, как отмечают многие эксперты, это непрозрачность процедуры. Частные фирмы, проводящие спецоценку, вполне могут «договориться» о результатах удобных работодателю. Нововведение уже предусматривает присутствие работника при проведении процедуры оценки условий труда, а также возможность внесения предложений о конкретных способах замера вредных и опасных факторов на своем рабочем месте. Взаимодействие работника, работодателя и проверяющей организации поможет снизить риск коррупции с целью занижения реального класса условий труда.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»» принят Государственной Думой 22 апреля 2016 года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА» принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года; одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года Список изменяющих документов: в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ


